Практический обзор несчастных случаев на производстве, произошедших в организациях городского округа «Город Чита» в I полугодии 2018 года
Несчастный случай произошел на стационарной металлической лестнице, примыкающей к зданию электрокотельной, ведущей на второй этаж к месту хранения, где дополнительно складируется хозяйственный инвентарь. Длина лестницы – 350 см, высота – 302 см, ширина – 83 см, количество ступеней – 11 шт., глубина ступеней – 15 см, подъем – 28 см, ступени сплошные. Размеры верхней площадки: длина – 130 см, ширина – 60 см, поверхность – деревянная. Наличие защитных ограждений: металлические перила, металлическое ограждение. Высота ограждения – 105 см, от пола до средней перекладины – 60 см, длина – 45 см, ширина – 60 см, высота до поручня перил – 60 см. Монтаж лестницы произведен в 2010 году, ТУ не имеется. Параметры лестничного марша, ограждений соответствуют параметрам и размерам, приведенным в ГОСТ 23120‑2016 «Лестницы маршевые, площадки и ограждения стальные ТУ» с учетом предельных отклонений. Температура воздуха составляла -24 °С, ясно, без осадков, освещение естественное уличное, на поверхности ступеней отсутствовала влага, снег. Наличие общеобменной и местной вентиляции и ее состояние: вентиляция естественная. Согласно инструкции по охране труда для заведующего хозяйством при выполнении обязанностей возможны воздействия следующих опасных и вредных производственных факторов: пониженной влажности воздуха и колебания температуры; недостаточной освещенности рабочей зоны; опасности возникновения пожара.
Сведения о проведении специальной оценки условий труда, класс (подкласс) условий труда: класс 2.
Обстоятельства несчастного случая:
12 января 2018 года в 1230 заведующий хозяйством П. решил подняться на второй этаж помещения за метлами. Был одет в СИЗ (теплая куртка, костюм), на ногах были унты с противоскользящей подошвой. Поднимаясь по стационарной металлической лестнице на предпоследней (10 ступень) ступени оступился и упал вниз по лестнице. Отполз в помещение электрокотельной, где ему была оказана первая помощь, наложен жгут и вызвана скорая помощь.
Согласно медицинскому заключению по форме № 315/у П. был установлен диагноз: «Открытый оскольчатый, внутрисуставной перелом нижней трети костей правой голени со смещением отломков. Закрытый оскольчатый перелом левой пяточной кости со смещением отломков». Категория – тяжелая. Проверка на состояние алкогольного или наркотического опьянения в медицинском учреждении не проводилась. Согласно материалам расследования первичных признаков алкогольного или наркотического опьянения выявлено не было.
Причины, вызвавшие несчастный случай: личная неосторожность пострадавшего.
Организация «*», вид экономической деятельности: деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта; пострадавший – слесарь-электрик по ремонту электрооборудования М., 44 года; стаж работы, при выполнении которой произошел несчастный случай – 7 месяцев.
Несчастный случай произошел в техническом парке станции Чита‑II, технологический проход вдоль здания РЭД с восточной стороны, ширина асфальтового покрытия 2,54 м согласно техническому паспорту. Состояние асфальтового покрытия: имеется наледь, посыпанная песком. Освещение естественное, температура наружного воздуха на момент происшествия составляла -29 º.
Сведения о проведении специальной оценки условий труда, класс (подкласс) условий труда: класс 3.2.
Обстоятельства несчастного случая:
25 января 2018 года слесарь-электрик производственного участка ремонта электрооборудования вагонов М. в 0750 местного времени пришел на работу в производственный участок, в гардеробной на втором этаже переоделся в спецодежду и спецобувь и прошел на первый этаж на планерное совещание. На планерном совещании мастер производственного участка Д. согласно заданию, предоставленному диспетчером на 25.01.2018 г., дал устное задание: подключить на внешнее питание 380 В вагоны, находящиеся на 3‑м и 4‑м РЭДе технического парка. Слесари-электрики М. и Б. проследовали на 3‑й и 4‑й РЭД технического парка для выполнения задания, выданного мастером участка. После окончания работы по подключению вагонов на зарядку, в промежутке времени 1030-1040 М. и Б. проследовали вдоль здания РЭД 32‑го пути по асфальтированному технологическому проходу в цех. Не доходя до окончания 32‑го пути, напротив последнего вагона с восточной стороны, М. поскользнулся и упал на спину; Б. в свою очередь подал ему руку и помог встать на ноги. После падения М. почувствовал колющую боль в нижней части спины, не придал этому особого внимания, решив, что просто ушибся при падении. Далее М. с Б. проследовали в цех. Придя в участок, М. с Б. отчитались мастеру участка Д. о выполненной работе, при этом М. никому не сообщил, что он упал.
После происшествия у М. спина не прекращала болеть. Около 1200 этого же дня М. предупредил мастера Д., о том, что у него прихватило спину и нужно сходить к врачу предположительно ввиду обострения остеохондроза. В ответ мастер Д. ему устно разрешил посещение врача. В связи с тем, что месторасположение травмпункта ближе, чем поликлиника НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Чита-II ОАО «РЖД», М. решил сократить время и проследовал в травмпункт, где пояснил врачу что упал, не уточняя, что падение произошло на производстве.
После осмотра врач-травматолог направил М. на рентгеновские снимки для выяснения причины болевых ощущений в поясничной части спины. Врач травмпункта выдал направление с установленным диагнозом (согласно медицинскому заключению формы № 315/у от 22.02.2018 г. с установленным диагнозом: ушиб мягких тканей области поясничного отдела позвоночника; степень тяжести определена легкая) и направил М. в поликлинику НУЗ «Дорожной клинической больницы на ст. Чита-II ОАО «РЖД», где 25 января 2018 года ему был открыт больничный лист с кодом 2 (причина нетрудоспособности: бытовая травма).
13 февраля 2018 г. от слесаря-электрика М.поступило заявление о рассмотрении несчастного случая, произошедшего 25 января 2018 г. на производстве, с приложением документа: результата магнитно-резонансной томографии грудного отдела позвоночника и спинного мозга, проведенной 09 февраля 2018 г. НУЗ «Дорожная клиническая больница» г. Чита. Согласно медицинскому заключению о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени тяжести, выданного НУЗ «Дорожной клинической больницы станции Чита-2 ОАО «РЖД» от 19.02.2018г, М. установлен диагноз: Позвоночная закрытая травма, малые компрессионные переломы Th2, Th4. Согласно Схеме определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.02.2005 № 60, данная травма отнесена к категории тяжелой.
Причины, вызвавшие несчастный случай:
1. Неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории.
2. Нарушение п.3, 12 Инструкции для проведения целевого инструктажа ИОТ-№* от 13 марта 2017 года:
п.3. «Общие требования»: «Работник вагонного участка обязан знать и выполнять положения настоящей Инструкции, чтобы в нештатной ситуации или при угрозе ее возникновения мог оценить необходимость оперативного информирования руководства и незамедлительно принять меры по ликвидации последствий происшествия. Работник должен осознавать, что лично несет ответственность за несоблюдение требований настоящей инструкции;
п.12. «Действия во время гололеда»: работник обязан соблюдать требования данной инструкции и принимать меры для снижения вероятности получения травмы, передвигаться осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны. Выполнять положения настоящей Инструкции, чтобы в нештатной ситуации или при угрозе ее возникновения мог оценить необходимость оперативного информирования руководства».
ООО «*», вид экономической деятельности: строительство жилых и нежилых зданий; пострадавшие: водитель грузового автомобиля А., 53 года; стаж работы, при выполнении которой произошел несчастный случай – 31 год 2 месяца; дорожный рабочий В., 47 лет, стаж работы, при выполнении которой произошел несчастный случай – 9 лет 10 месяцев.
Несчастный случай произошел 03 марта 2018 года в 1130. Водитель А. и дорожный рабочий В. передвигались на автомобиле специальном 6921 ТВ (ДМК-40-02)А. из села С. в сторону пгт. Д. к объекту работ для расчистки проезжей части от снега и подсыпки противогололедным материалом. На повороте км. 123 (+50 м) водитель не справился с управлением, в результате чего произошел занос транспортного средства и опрокидывание в кювет.
Сведения о проведении специальной оценки условий труда, класс (подкласс) условий труда: рабочее место водителя грузового автомобиля – класс условий труда 3.1; рабочее место дорожного рабочего – 3.2.
Обстоятельства несчастного случая:
По приказу руководителя ООО «*» П. работники А. и В. вышли на работу 03 марта 2018 года. Водитель грузового автомобиля А. получил путевой лист, прошел предрейсовый медосмотр, а также осмотр технического состояния транспортного средства. Дорожный мастер Н. выдал задание расчистить от снега проезжую часть, а также произвести подсыпку противогололедным материалом. С помощью погрузчика LW521F было погружено 6 м3 противогололедного материала на автомобиль специальный 6921 ТВ (ДМК 40-02). Работники А. и В. выполнили первым рейсом работы по расчистке и подсыпке дороги в сторону села К. Далее работники вернулись на базу для повторной загрузки противогололедным материалом. Водитель А. с дорожным рабочим В. во второй рейс выехали в сторону пгт. Д. к объекту работ. На повороте на 123 км (+50 м) водитель не справился с управлением, в результате чего произошел занос и опрокидывание транспортного средства в кювет.
Пострадавшими получены тяжелые травмы: А. – закрытый компрессионный перелом тела Th12 I степени; ушибы и ссадины головы, туловища, конечностей; В. – закрытый компрессионный перелом тела Th7, Th12 II степени; перелом рукоятки грудины; травматический шок II степени. Пострадавшие не находились в алкогольном или ином опьянении во время несчастного случая.
Причины, вызвавшие несчастный случай: нарушение Правил дорожного движения.
ИП «*», вид экономической деятельности: техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; пострадавший – автослесарь У., 59 лет, стаж работы, при выполнении которой произошел несчастный случай – 11 лет 5 месяцев.
Несчастный случай произошел в боксе станции технического обслуживания автомобилей площадью 96,5 м2. Бокс состоит из трех постов, имеет входную дверь, трое въездных ворот, четыре окна, искусственное освещение, вентиляцию, централизованную систему отопления. Несчастный случай произошел на посту № 2, на котором над смотровой ямой размером 4 200x1 000 мм расположен компьютерный стенд сход-развал John-Bean 3D2. Опасные факторы: смотровая яма – возможно падение с высоты, движущиеся автомобили – контактные удары, столкновения.
Оборудование, использование которого привело к несчастному случаю: автомобиль Toyota Town Ace Noah.
Сведения о проведении специальной оценки условий труда, класс (подкласс) условий труда: класс 2.
Обстоятельства несчастного случая:
24 марта 2018 года в 1100 на стенд сход-развала заехал клиент Д. на автомобиле Toyota Town Ace Noah. В соответствии с требованиями инструкции колеса автомобиля были выставлены прямо. Клиент Д. заглушил двигатель автомобиля и с ключами в руках вышел из машины. Автослесарь У. предупредил водителя Д. о том, что ключ необходимо вставить в замок зажигания, селектор коробки переключения передач перевести в нейтральное положение и снять со стояночного тормоза, а сам пошел закрывать въездные ворота бокса. В это время двигатель автомобиля завелся и автомобиль начал движение назад, прижимая автослесаря У. к воротам бокса. Автослесарь У. крикнул «Стоп!», но вместо того, чтобы остановиться, автомобиль резко двинулся назад и вынес автослесаря У. вместе с въездными воротами на улицу.
Со слов водителя Д., имеющего водительский стаж чуть больше года, ему не было известно, что для включения нейтрального положения селектора КПП и снятия со стояночного тормоза не требуется запуск двигателя автомобиля. Причиной движения автомобиля назад явилось то, что водитель автомобиля Д. вместо нейтрального положения селектора КПП, включил заднюю передачу. Когда водитель услышал крик автослесаря У. «Стоп!», он надавил на обе педали одновременно, причем на педаль «газа» гораздо сильнее, чем на педаль тормоза (со слов водителя Д.), в результате чего произошел наезд на автослесаря У. В соответствии с инструкцией по эксплуатации стенда, включение нейтрального положения необходимо, чтобы перед регулировкой углов установки колес выполнить процедуру прокатки автомобиля, необходимую для снятия показаний с автомобиля, которые автоматически заносятся в базу компьютера. После проведения данной процедуры устанавливается блокиратор тормоза и фиксатор рулевого колеса для фиксации неподвижного состояния колес и рулевого колеса автомобиля.
Коммерческий директор М., находящийся в другом помещении, услышал грохот и выскочил на улицу; увидев лежащего на улице автослесаря У., незамедлительно вызвал скорую помощь и сообщил в полицию.
Согласно заключению, выданному ГУЗ «Краевая клиническая больница»,пострадавшему установлен диагноз: закрытый перелом костей таза – лонной с обеих сторон, верхнелучинной впадины справа, боковых масс крестца справа, без смещения отломков. Перелом седьмого ребра без повреждения легкого слева. Травматический шок первой степени. Согласно схеме определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве указанное повреждение относится к категории тяжелых. Данные о состоянии алкогольного опьянения отсутствуют.
Причины, вызвавшие несчастный случай:
1. Водитель Д. при движении задним ходом на автомобиле Toyota Town Ace Noah допустил наезд на человека, в результате чего пострадал и получил телесные повреждения автослесарь У. В соответствии с определением ГИБДД статьей 12.24.2 предусмотрена административная ответственность водителю Д.
2. Неосторожность водителя Д., перепутавшего педали тормоза и «газа» и перепутавшего нейтральное положение селектора КПП с передачей заднего хода.