Подпрограмма «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику городского округа «Город Чита»
Паспорт
подпрограммы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику городского округа «Город Чита»
(в редакции постановлений администрации от 09.01.2023 г. № 03, от 24.01.2023 № 22, от 05.09.2023 г. № 480, от 30.01.2024 г. № 26, от 04.06.2024 г № 345, ОТ 04.09.2024 Г. № 523, от 04.02.2025 г. № 54)
Ответственный исполнитель | Администрация городского округа «Город Чита» (управление экономики) |
Соисполнители подпрограммы | - |
Цели подпрограммы | Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику городского округа «Город Чита», способствующих его устойчивому социально-экономическому развитию. |
Задачи подпрограммы
| Совершенствование правового, организационного обеспечения инвестиционной деятельности. Поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности в городском округе «Город Чита». Создание и поддержка позитивного инвестиционного имиджа городского округа «Город Чита». Информационная поддержка осуществления инвестиционной деятельности на территории городского округа. |
Сроки и этапы реализации подпрограммы | I этап: 2017-2021 годы; II этап: 2022 – 2026 годы; III этап: 2027 - 2028 годы. |
Объемы и источники финансирования подпрограммы | Общий объем финансирования подпрограммы составляет 3 341,9054 тыс. руб., в том числе по этапам реализации: I этап – 59, 90874 тыс. руб., в т.ч. по годам реализации: 2017 год – 16,0083 тыс. руб.; 2018 год – 24,74503 тыс. руб.; 2019 год – 19,15541 тыс. руб.; 2020 год – 0,0 тыс. руб.; 2021 год – 0,0 тыс. руб.; II этап – 139,29666 тыс. руб., в т.ч. по годам реализации: 2022 год – 0,00 тыс. руб.; 2023 год – 20,09666 тыс. руб.; 2024 год – 0,00 тыс. руб.; 2025 год – 58,60 тыс. руб.; 2026 год – 60,6 тыс. руб.; III этап – 3 142,7 тыс. руб., в том числе по годам: 2027 год – 62,7 тыс. руб.; 2028 год – 3 080,0 тыс. руб. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета городского округа. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы | Увеличение годового объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования к 2021 году 12,56 млрд. руб., к 2026 году до 19,73 млрд. руб., к 2028 году до 21,24 млрд. руб. Обеспечение объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в расчете на 1 жителя в 2028 году до 63,43 тыс. руб. |
1. Характеристика текущего состояния в сфере инвестиционной деятельности в городском округе «Город Чита»
Подпрограмма «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику городского округа «Город Чита» направлена на разработку и реализацию комплекса организационных и экономических мер по системной организации инвестиционной деятельности, внедрение новых подходов к управлению инвестиционной деятельностью.
Формирование благоприятного инвестиционного климата, позволяющего увеличить приток инвестиций, и эффективное управление инвестиционными процессами являются основными факторами, обеспечивающими выполнение приоритетных задач муниципальной политики по обеспечению устойчивого социально-экономического развития городского округа «Город Чита».
Городской округ «Город Чита» обладает рядом конкурентных преимуществ, которые создают предпосылки для привлечения инвестиций и успешного поступательного развития. Основными из них являются: выгодное географическое положение (близость к странам АТР, близкое расположение приграничных автопереходов в Китай и Монголию, транзитные возможности); развитая транспортная инфраструктура, представленная железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, международным аэропортом, который является аэропортом федерального значения и связывает краевой центр с городами России и зарубежья, имеет потенциальную возможность обслуживания кроссполярных воздушных маршрутов между Северной Америкой, Северо- и Юго-Восточной Азией; значительные запасы и широкий спектр природных ресурсов; высокий туристско-рекреационный потенциал Забайкальского края; квалифицированные трудовые ресурсы; действующая инфраструктура поддержки предпринимательства; развитые международные и межрегиональные связи.
В 2012 - 2015 годах отмечалось снижение инвестиционной активности, объем инвестиций в основной капитал сокращался на 16,4% ,18,4% и 31,3% (в сопоставимых ценах), соответственно. За данный период в экономику городского округа направлено 43919,82 млн. руб.
В 2015 году объем инвестиций в экономику городского округа составил 9321,6 млн. руб., что на 31,3% меньше объема инвестиций 2014 года в сопоставимых ценах. Тенденция уменьшения объема инвестиций в основной капитал сохраняется и во 2 квартале 2016 года. Так, объем инвестиций за данный период по крупным и средним предприятиям составил 1 764,831млн. руб., что на 30,2% меньше показателя 2015 года.
В 2015 году инвестиционная активность по крупным и средним организациям городского округа снизилась практически по всем видам экономической деятельности, за исключением строительства; производства и распределения электроэнергии, газа и воды; государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения и финансовой деятельности (таблица).
Индексы физического объема инвестиций крупных и средних организаций
в основной капитал по видам экономической деятельности, в % к предыдущему году
Отрасль | Годы |
2015 г. к 2011 г. | ||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
Инвестиции в основной капитал, всего | 147,60 | 93,95 | 80,75 | 110,27 | 68,72 | 57,49 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 25,28 | 331,44 | 102,95 | 698,06 | 48,58 | 11,57 |
Добыча полезных ископаемых | 204,19 | 148,74 | 120,51 | 160,12 | 36,50 | 104,75 |
Обрабатывающие производства | 79,91 | 177,51 | 123,16 | 96,30 | 98,36 | 207,09 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 299,85 | 84,70 | 64,84 | 127,11 | 86,17 | 60,16 |
Строительство | 127,95 | 122,79 | 69,42 | 109,77 | 58,93 | 55,13 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 147,44 | 93,47 | 81,70 | 54,79 | 95,98 | 40,15 |
Гостиницы и рестораны | - | 0,70 | 5,23 | 8,19 | 281,91 | - |
Транспорт и связь | 147,48 | 99,32 | 46,83 | 78,72 | 60,81 | 22,27 |
Финансовая деятельность | 169,11 | 204,81 | 8,44 | 72,57 | 178,00 | 22,33 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 147,71 | 147,43 | 105,58 | 123,44 | 105,16 | 202,05 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 147,53 | 70,91 | 83,44 | 181,99 | 87,38 | 94,08 |
Образование | 174,25 | 111,65 | 102,67 | 83,89 | 70,19 | 67,50 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 144,67 | 203,69 | 104,58 | 51,88 | 77,63 | 85,80 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 479,01 | 130,79 | 130,18 | 238,40 | 79,77 | 323,80 |
При анализе отраслевой структуры инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий городского округа на протяжении ряда лет основной объем инвестиций осваивался в строительстве (44,4% от общего объема инвестиций по крупным и средним организациям в 2015 г. или 4105,61 млн. руб.), а также в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (13,3% - 1232,65 млн. руб.), государственном управлении и обеспечении военной безопасности, обязательном социальном обеспечении (13,5% - 1250,80 млн. руб.). Низкая инвестиционная активность наблюдается в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве 0,2% (22,34 млн. руб.) и финансовой деятельности – 0,8% (74,32 млн. руб.).
Рост объема инвестиций в 2015 году отмечен по таким видам деятельности, как оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (95,98 %); обрабатывающие производства (98,36%); финансовая деятельность (178,00%); здравоохранение и предоставление социальных услуг (77,63%).
Видовая структура инвестиций в основной капитал в период с 2011 г. по 2015 год имеет следующие характеристики: 26,9% - 37,2% всех инвестиций направлено в активную часть основных средств – в машины, оборудование и транспортные средства; 20,6% - 64,5% - в здания (кроме жилых) и сооружения; 2,2% - 33,9% - в жилища. В 2015 году наибольшая часть инвестиций направлена в машины, оборудование и транспортные средства - 37,2%, при этом в жилища направлено 33,9% объема инвестиций, в здания (кроме жилых) и сооружения – 20,6%.
Основным источником инвестиций в основной капитал (по крупным и средним организациям) на протяжении 2011-2015 годов остаются привлеченные средства, доля которых в общем объеме инвестиций за этот период возросла с 60,0% до 75,6%. В составе привлеченных средств доля бюджетных средств в 2015 году составила 37,6%. Достаточно высока доля прочих источников, в 2015 году она составила 54,8%.
На низком уровне на протяжении ряда лет остаются инвестиции, осуществляемые за счет кредитов банков и заемных средств. Данный факт объясняется недоступностью кредитных ресурсов за счет высоких процентных ставок и сложностью получения кредитов. Доля инвестиций в общем объеме за счет кредитов банков в 2015 г. составила 0,14%, доля заемных средств – 3,93%.
Существует ряд проблем, негативно влияющих на развитие инвестиционной деятельности на территории городского округа «Город Чита»:
- отсутствие стимулирующих факторов инвестиционной деятельности;
- недостаточный объем собственных средств у большей части субъектов инвестиционной деятельности для реализации проектов, сложность получения и высокая стоимость кредитных ресурсов;
- ограниченность бюджетных средств для участия в инвестиционных проектах;
- отсутствие подготовленных инфраструктурно – обеспеченных площадок для размещения производств;
- высокая стоимость энергоресурсов;
- достаточно высокий уровень финансовых рисков;
- низкий уровень инвестиционной привлекательности города.
Городской округ «Город Чита» имеет потенциал для привлечения как внутренних, так и внешних инвестиций:
- наличие свободных земельных участков;
- возможность частичного перепрофилирования действующих производств;
- наличие достаточно развитой инвестиционной инфраструктуры (банковские учреждения, страховые компании);
- возможность участия в реализации инвестиционных проектов органов местного самоуправления (оказание финансовой поддержки).
Необходимо формировать и постоянно актуализировать банк инвестиционных предложений, в том числе свободных земельных участков, производственных помещений, ресурсных площадок.
Учитывая важность проблемы роста инвестиционной активности на территории городского округа «Город Чита», работа по стимулированию осуществления инвестиций должна носить системный характер и осуществляться с применением программно-целевого метода. Основными условиями формирования инвестиционной привлекательности должны стать: высокое качество управления территорией, высокий инфраструктурный потенциал.
2. Описание целей и задач подпрограммы
Целью подпрограммы является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику городского округа «Город Чита», способствующих его устойчивому социально-экономическому развитию.
Для достижения поставленной цели в рамках подпрограммы определены следующие основные задачи:
- совершенствование правового, организационного обеспечения инвестиционной деятельности;
- поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности в городском округе «Город Чита»;
- создание и поддержка позитивного инвестиционного имиджа городского округа «Город Чита»;
- информационная поддержка осуществления инвестиционной деятельности на территории городского округа.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется в 2017 – 2028 годах, в три этапа: I этап: 2017 - 2021 годы, II этап: 2022 – 2026 годы, III этап: 2027 - 2028 годы.
4. Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов
Решение задач подпрограммы предусматривается обеспечить путем реализации следующих основных мероприятий:
1. Совершенствование правового, организационного обеспечения инвестиционной деятельности путем:
- оказания содействия субъектам инвестиционной деятельности в реализации инвестиционных проектов;
- консультирования инвесторов по вопросам мер государственной и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности.
2. Создание и поддержка позитивного инвестиционного имиджа городского округа «Город Чита» путем:
- подготовки и издания информационно-справочных материалов о городском округе и сборника инвестиционных проектов;
- актуализация Инвестиционного паспорта городского округа «Город Чита».
3. Предоставление муниципальной финансовой поддержки путем:
- предоставления субсидии на уплату процентов по кредитам (займам) на реализацию инвестиционного проекта.
4. Информационная поддержка осуществления инвестиционной деятельности на территории городского округа путем:
- поддержки раздела «Инвестиционная деятельность» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации городского округа «Город Чита» и официальном сайте системы поддержки малого и среднего предпринимательства городского округа «Город Чита»;
- обновления информации в Перечне инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Забайкальского края.
Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации, ожидаемых результатов и связи с показателями подпрограммы представлен в приложениях к программе: приложение № 1 – 2017 - 2021 годы, приложение № 2 – 2022 – 2026 годы, приложение №3 - 2027 - 2028 годы».5. Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации подпрограммы
Основные показатели, характеризующие реализацию подпрограммы, определены исходя из цели и задач подпрограммы и рассчитываются исходя из утвержденного объема финансирования мероприятий, количества проведенных мероприятий и числа участников.
Показателями конечных результатов реализации подпрограммы являются:
- годовой объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования;
- объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в расчете на 1 жителя городского округа.
Подробная информация о показателях в разрезе мероприятий подпрограммы, методики их расчета и их значениях по годам реализации отражена в приложениях к программе: приложение № 1 – 2017 – 2021 годы, приложение № 2 – 2022 – 2026 годы, приложение № 3 – 2027 – 2028 годы.
6. Финансовое обеспечение подпрограммы
(в редакции постановлений от 04.06.2024 г № 345, от 04.09.2024 г № 523, от 04.02.2025 г. № 54)
Объем финансирования подпрограммы осуществляется из бюджета городского округа «Город Чита», определяется исходя из бюджетных назначений на эти цели на соответствующий финансовый год, носит ориентировочный характер и подлежит ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета. Объем финансирования определяется на основе перечня мероприятий подпрограммы, представленного в приложениях к муниципальной программе. Объем финансирования за двенадцать лет составит 3 341,9054 тыс. руб., в том числе по этапам реализации:
(в редакции постановлений от 09.01.2023 г. № 03, от 24.01.2023 № 2, от 05.09.2023 г. № 480, от 30.01.2024 г. № 26, от 04.09.2024 г № 523, от 04.02.2025 г. № 54)
I этап – 59, 90874 тыс. руб., в том числе по годам:
2017 год – 16,0083 тыс. руб.;
2018 год – 24,74503 тыс. руб.;
2019 год – 19,15541 тыс. руб.;
2020 год – 00,0 тыс. руб.;
2021 год – 0,0 тыс. руб.;
II этап – 139,29666 тыс. руб., в том числе по годам:
(в редакции постановлений администрации от 09.01.2023 г. № 03, от 24.01.2023 № 22, от 05.09.2023 г. № 480, от 30.01.2024 г. № 26, от 04.09.2024 г № 523, от 04.02.2025 г. № 54)
2022 год – 0,00 тыс. руб.;
(в редакции постановления администрации от 09.01.2023 г. № 03)
2023 год – 20,09666 тыс. руб.;
(в редакции постановления администрации от 05.09.2023 № 480)
2024 год – 0,00 тыс. руб.;
(в редакции постановлений администрации от 24.01.2023 № 22, от 04.09.2024 г № 523)
2025 год – 58,60 тыс. руб.;
(в редакции постановлений администрации от 24.01.2023 № 22, от 30.01.2024 г. № 26)
2026 год – 60,6 тыс. руб.
(в редакции постановлений администрации от 24.01.2023 № 22, от 30.01.2024 г. № 26, от 04.02.2025 г. № 54)
III этап – 3 142,7 тыс. руб. в том числе по годам:
(в редакции постановлений от 04.02.2025 г. № 54)
2027 год – 62,7 тыс. руб.;
(в редакции постановлений от 04.02.2025 г. № 54)
2028 год - 3 080,0 тыс. руб.
7. Описание рисков реализации подпрограммы и способов их минимизации
Основными рисками реализации подпрограммы являются:
- риски, связанные с изменением законодательства;
- финансовые риски, связанные с недостаточным объемом финансирования из бюджета городского округа «Город Чита».
Основными способами ограничения рисков будут являться:
- внесение изменений в подпрограмму с учетом изменений в законодательстве;
- достаточное и своевременное финансирование основных мероприятий подпрограммы за счет средств бюджета городского округа «Город Чита».